Видео и фото

Как фотографировать в помещении при плохом освещении

Как фотографировать в помещении при плохом освещении

Как фотографировать в помещении при плохом освещении

Желание сделать фотосессию с котом возникает у каждого человека, у которого есть такое животное. Ведь питомец способен принимать самые умилительные позы. А как занятно может играть с пояском от платья или спать, свернувшись калачиком между подушек! Можно вспомнить множество ситуаций, когда вам захотелось сохранить память об интересных моментах. Жаль, что фотоаппарат под рукой бывает далеко не всегда. Но самое обидное – обнаружить, что отснятые кадры не получились. На одних изображение нечеткое, на других – животное отвернулось, на третьих – получились крупные блики от вспышки . Разберемся, как фотографировать кошек, чтобы фотосессия удалась. Профессиональные фотографы утверждают, что снимать кошек и других животных – дело простое, и в то же время сложное. Простое, потому что домашние питомцы всегда фотогеничные и непосредственные. Да и плохими фотографиями возмущаться не будут. Сложность заключается в непредсказуемости поведения кошек. Непросто «схватить» животное в движении, запечатлеть именно тот момент, который вы желаете. Кошке не прикажешь сидеть, не двигаясь, пока вы настроите резкость, принять привлекательную позу или улыбнуться в кадр. Поэтому сделать красивый снимок с участием животного – это большая удача для фотографа. Важно, чтобы и техника не подвела, поскольку повторить постановку вряд ли получится. В первую очередь продумайте, какие именно сюжеты будет включать в себя фотосессия с котом или кошечкой. Снимки должны быть со смыслом, «говорящие». К примеру, можно рассказать, как животное играет, спит, общается с хозяевами либо другими питомцами, охотится и т. п. То есть, обязательно должна присутствовать идея. Непосредственно при съемке важно не спешить, не совершать резких движений. Терпеливо и спокойно понаблюдайте за животным, определите привлекательные позы и гармоничные движения. Это понадобится, чтобы подобрать правильный ракурс и оптимальные точки съемки. Знаете кто фотографирует по всем правилам? Только профессионал! Хотя бы потому, что он знает правила. И даже если он отступает от них, то понимает, почему и зачем он это делает. Успех фотосессии зависит не только от возможностей техники. Без знаний теории фотосъемки сложно сделать хороший кадр и с помощью профессионального оснащения, и посредством обычной «мыльницы». Скорее всего, тот, кто впервые держит профессиональную фотокамеру, сделает снимки хуже, чем с помощью «мыльницы». Поэтому в данной статье пойдет речь о том, как выполнить фотосессию с котом посредством любого доступного вам фотоаппарата. Пусть это будут не шедевры. Зато вы можете рассчитывать на интересные, добротные снимки, которые можно показать друзьям или родственникам. Первое, что нужно учитывать, это ракурс съемки. Любое животное, включая кошку, следует фотографировать с уровня глаз - бывают, конечно, и исключения. Зверек должен целиком помещаться в кадр, не допускайте обрезания хвоста или лапок. Отключите вспышку, если ваша камера позволяет это сделать. Встроенная вспышка делает картинку плоской, чересчур пересвечивает тот участок композиции, который расположен ближе к объективу. Следовательно, более отдаленные части остаются затемненными, и фотография получается неестественной. После отключения вспышки вы столкнетесь с необходимостью длинных выдержек. Если вы обдумали вопрос, как фотографировать кошек, и решили сделать несколько сюжетов при слабом освещении, то без вспышки предметы на снимках получатся размазанными. Это случается из-за того, что при открытом затворе ваши руки шевельнулись. Устранить данную проблему может штатив. Но он привязывает вас к одному месту, а животное может просто сбежать в другую комнату. Поэтому целесообразно делать фотосессию на улице , желательно в утреннее или послеобеденное время. Прямых солнечных лучей лучше избегать. При хорошем естественном освещении можно сделать отличную фотосессию с котом и в помещении. Чтобы выделить фактуру шерсти, используйте боковой свет из окна. Конечно, бывают ситуации, когда приходится снимать со вспышкой. В таких случаях воспользуйтесь рассеивателем . При таком освещении утрачивается фактура шерсти кошек темного окраса. Поэтому желательно ввести дополнительную маломощную фотовспышку, дающую «прямой» свет. Также необходимо следить, чтобы шерсть «играла», но без появления лишних теней. А лучше всего, по возможности, использовать студийный свет. Кроме этого, можно снимать кошек на остекленном балконе, где достаточно естественного освещения. Поскольку коты любят понежиться на солнце, уговаривать своего питомца выйти на балкон вам не придется. Как фотографировать кошек в таких условиях? Очень просто. Если животное сидит на подоконнике, снимайте немного сбоку, в других случаях – стоя лицом к окну. Также можно воспользоваться имитацией отражателя, к примеру, подсветить мордашку питомца большим белым бумажным листом либо фольгой, расположенной против света. Если ваши окна выходят на южную сторону, в солнечные дни можно подыскать удачные места и в комнате. Коты любят располагаться в солнечных пятнах прямо на полу. Здесь их и снимайте. Чтобы научиться правильно использовать естественное освещение, понадобится немало времени. Но с каждым разом ваши фотографии будут получаться все лучше. А что делать, если на улице – поздний вечер, вспышки нет, а поснимать хочется? Многие аппараты предусматривают возможность увеличить ISO (светочувствительность матрицы). Чем хуже освещение, тем выше должна быть чувствительность. Время выдержки при этом существенно сокращается, в результате чего появляется возможность сделать фотосессию с котом без «шевеленки». Правда, качество снимков упадет. На фотографиях появятся дефекты изображения , так называемые «шумы» (разноцветные точки). Причем при больших значениях ISO их будет очень много. Для удаления шума есть специальные фильтры, применяемые при обработке снимков. Но даже они не позволят «вытянуть» качество. Поэтому не помешает поиграться с различными ISO при определенном освещении. Если вы смогли добиться хорошей резкости, не увеличивайте чувствительность, дабы не добавить шумов. При плохом освещении постарайтесь не пользоваться «зумом» объектива, поскольку при максимальном приближении минимальные значения диафрагмы большинства объективов увеличиваются - тем самым, опять же, возможна «шевеленка» и снижение резкости изображения. Лучше подойдите ближе к своей «фотомодели». Если же вы установили максимальную чувствительность, шумов не очень много, но резкость все равно недостаточная, то перед тем, как фотографировать кошек, установите вспышку на аппарат. Помните, что чем ближе находится вспышка к снимаемому объекту, тем менее естественной выйдет фотография. Да и животному будет не очень приятно. Следует учитывать, что черный фон является не самым удачным. Правда, если животное будет занимать большую часть площади кадра, цвет фона становится второстепенным. Что касается сюжетов, то сделайте первые шаги, отображая на снимках жизнь кошки, начиная ото сна и приема пищи и заканчивая взаимоотношениями с другими животными, например, собаками. Можно и даже нужно использовать различные аксессуары, фотографировать нестандартные ситуации, практиковать съемку широкоугольными объективами или крупным форматом. Фокусируйтесь на самом животном, а не на каких-либо предметах, расположенных вблизи. В идеале резкость должна находиться на глазах кошки, если художественным замыслом не предусмотрено чего-то другого. В большинстве случаев фотографии с нерезкими глазами являются испорченными. Если животное сидит вполоборота к вам, наводите резкость на тот глаз, который расположен ближе к вам. Один из важнейших параметров, необходимых для получения качественных естественных фотографий. Свет может быть холодным люминесцентным, теплым солнечным, нейтральным дневным. Под каждым из них белый предмет будет иметь свой оттенок. Когда мы переходим из одного освещения в другое, глаза автоматически делают «поправку», в результате чего белые объекты снова кажутся белыми. Но фотокамера не делает такой поправки. Поэтому снимки, сделанные без коррекции баланса белого, имеют неправильный оттенок – получаются чересчур желтыми либо синими. Если нет возможности выправить этот недостаток в RAW-конвертере, а фотографию сохранить хочется, то переводите такие снимки в чб. При автоматическом регулировании данного параметра учитывается температура освещения, но возможны ошибки. Если вы задумались, как фотографировать кошек, обязательно найдите в своем фотоаппарате функцию white balance (баланс белого). Установите настройку, максимально близкую к вашим условиям освещения. Так, при электрическом свете нужно выбрать пункт, отмеченный пиктограммой с лампочкой. Не снимайте животное на фоне нагромождения различных предметов, особенно имеющих контрастные резкие переходы. На подобном фоне кошка просто потеряется. Подойдет подоконник светлого цвета, однотонный, хорошо освещенный диван. Рядом могут находиться 1-2 предмета, которые подчеркивают красоту животного, например, клубок ниток, корзинка, ваза. В идеале цвет фона подчеркивает определенные особенности внешности кота. Например, при съемке породистых животных важно правильно передать цвет глаз. У голубых русских кошек радужная оболочка зеленого цвета. Если такое животное снимать на желтом или красном фоне, это обязательно отразится на оттенке глаз. Сиамские кошки выигрышно смотрятся на голубом фоне. Что касается сочетания окраса животного и цвета фона, здесь все зависит от вашего вкуса. Животные с черной шерсткой хорошо получаются на красном фоне, белые – наоборот, на черном. А фотосессию с котом рыжего цвета можно выполнить на голубом или зеленом фоне. Ее тоже нужно сбалансировать. Если подавляющая часть площади кадра приходится на диван, в уголке которого скромно спит котенок, такой снимок будет интересным разве что тем, кто желает оценить размер котофея. По сути, подобная фотография рекламирует ваш диван, но не показывает умилительность котенка. Лучше снять только ту часть, где расположилось животное. Правда, при увеличении размера объекта тоже нужно знать меру. Снимки, на которых у животных обрезаны уши, хвост или лапы, будут хорошо выглядеть только в случае, если такой была художественная задумка. Если ваш питомец упорно прячется от камеры, не давите на него. Чем-то успокойте животное, отвлеките на игру или предложите что-то вкусненькое. Другими словами, поступайте с котом, как с ребенком - превратите фотосессию в игру. Не лишним будет обзавестись ассистентом, который будет занимать животное в процессе съемки. Если вы уже продумали, как фотографировать кошку и определились с жанром, заранее отрепетируйте сценку со своей моделью. Например, если вы намереваетесь снять животное в шляпке или платьице, познакомьте его с новыми «нарядами», иначе снимки окажутся испорченными. А главное – не экономьте кадры. Из десятков отснятых фотографий обязательно окажется хотя бы одна, способная стать настоящим шедевром фотоискусства. Сначала накормите животное, чтобы оно было спокойным. Затем уложите кошку, например, на диван или кресло, погладьте, почешите за ушком. Это необходимо, чтобы снять агрессию и беспокойство, ведь кошки – крайне чувствительные животные. И только потом можно разрешить ребенку поиграть с котом или расположиться рядом, а самим – делать снимки. О том, как фотографировать детей можно почитать здесь . Самые лучшие снимки выходят, когда котофей смотрит в объектив. Для этого необходимо привлечь чем-то его внимание. Например, кусочком колбасы или другим лакомством. Здесь все зависит от характера вашего маленького питомца. Очень красивая фотосессия с котом получается, если снимать зверька на фоне травы либо цветов. Хорошо фотографировать котят, когда они не просто «позируют» перед аппаратом, а делают что-нибудь интересное, к примеру, играют с клубком ниток или друг с другом. Это справедливо и для взрослых кошек. Постарайтесь подловить момент, когда животное зевает или поднялось на задние лапы. Сюжет просто необходим! Поэкспериментируйте со съемкой в режиме «макро». Часть мордашки, глаза или лапы, сфотографированные крупным планом, смотрятся очень эффектно и нестандартно. Неудачные снимки удаляйте без жалости. Преимущество цифровой камеры в том, что можно сделать множество фотографий. Важно критически оценивать свои снимки и постоянно поднимать собственные стандарты. Можно ли «мыльницей» сделать хорошие фотографии кота? Конечно, да. Ведь снимает фотограф, а не фотоаппарат. Соблюдая вышеперечисленные правила и подходя к этому творческому процессу с любовью, вы обязательно сумеете сделать превосходные снимки своей любимицы, даже если работаете с очень примитивной техникой. Перед тем как фотографировать кошек, ознакомьтесь с режимами съемки , имеющимися на вашем фотоаппарате. Подойдет портретный режим , настроенный так, чтобы фон получался размытым. А если желаете снять кота в процессе игр, выбирайте режим «спорт». Словом, фантазируйте, экспериментируйте, анализируйте, при каком освещении кот получается наиболее хорошо. А главное – постоянно практикуйтесь. Только так вы научитесь делать по-настоящему шедевральные снимки кошек.

Эта статья предназначена в первую очередь для тех, кто впервые пришел на сайт с желанием научиться фотографировать. Она будет выступать в роли некоего путеводителя по остальным материалам сайта, на которые следует обратить внимание, если вдруг вы решили «прокачать» свой навык фотографа. Прежде чем перечислять последовательность ваших действий, я скажу, что фотография состоит из двух больших областей – техническая и творческая. Творческая часть рождается вашим воображением и видением сюжета. Техническая часть – это последовательность нажатий на кнопки, выбор режима, установка параметров съемки, чтобы реализовать творческую задумку. Творческая и техническая фотографии часть не могут существовать друг без друга, они друг друга дополняют. Пропорция может быть разной и зависит только от вашего решения  – какой камерой вы будете фотографировать ( зеркалкой или смартфоном ), в каком режиме (авто или ручном ), в каком формате ( RAW или Jpeg ), будете ли потом обрабатывать в Фотошопе или оставите как есть? Научиться фотографировать – это значит научиться определять, какую работу выполните самостоятельно, а какую – доверите технике.  Настоящий фотограф не тот, кто снимает только в ручном режиме, а тот, кто знает и умеет направить технические возможности камеры в нужное русло и получить тот результат, который планировал получить. Это «нулевой» уровень, без освоения которого нет смысла двигаться дальше. Фотография – это «рисование светом». Один и тот же объект в разном освещении выглядеть совершенно иным образом. Свет актуален в любом жанре фотографии. Сумеете поймать интересный свет – снимете красивый кадр. Причем не важно, что у вас в руках – любительский компактный аппарат или профессиональная зеркалка. Для обучения фотосъемке совершенно не обязательно приобретать дорогое оборудование. Сейчас любительская техника развилась настолько, что с большим запасом удовлетворяет требованиям не только любителей, но и продвинутых фотографов. Нет смысла также стремиться купить самую современную модель фотокамеры, так как  все что нужно для качественной фотосъемки в фотоаппаратах появилось лет 10 назад. Большинство нововведений в современных моделях к фотосъемке имеют только косвенное отношение. К примеру, огромное количество датчиков фокусировки, управление по Wi-Fi, датчик GPS, сенсорный экран сверхвысокого разрешения – все это улучшает только юзабилити, никак не влияя на качество результата. Я не призываю покупать «старье», но рекомендую более трезво подходить к выбору между новинкой и камерой предыдущего поколения. Цены на новинки бывают неоправданно завышенными, в то время как количество действительно полезных нововведений может быть не так уж и велико. К категории техники, которую можно рекомендовать для обучения фотографии, можно смело отнести 100% зеркальных и системных камер. Компактные камеры (« цифромыльницы ») накладывают некоторые ограничения в плане качества картинки и возможностей несменной оптики. Желательно запастись терпением и изучить инструкцию к камере. К сожалению, она далеко не всегда написана просто и понятно, тем не менее, это не отменяет необходимости изучить расположение и назначение основных органов управления. Как правило, органов управления не так уж и много – диск выбора режима, одно или два колесика для установки параметров, несколько функциональных кнопок, управление зумом, кнопка автофокуса и спуска затвора.Также стоит изучить основные пункты меню, чтобы уметь настроить такие вещи как формат и уровень качества фотографий , настройки автофокуса , стиль изображения. Все это приходит с опытом, но со временем для вас не должно остаться ни одного непонятного пункта в меню камеры.  Пришло время уже брать камеру в руки и попытаться с ее помощью что-то изобразить. Для начала включаем авторежим и пробуем фотографировать в нем. В большинстве случаев результат будет вполне нормальный, но иногда фотографии по какой-то причине получаются слишком светлыми или, наоборот, слишком темными. Самое время познакомиться с такой вещью как экспозиция . Экспозиция – это суммарный световой поток, который поймала матрица за время срабатывания затвора. Чем больше уровень экспозиции, тем светлее получается фотография. Слишком светлые фотографии называют переэкспонированными, слишком темные – недоэкспонированными.Уровень экспозиции можно регулировать вручную, но в авторежиме это сделать нельзя. Чтобы иметь возможность «прибавить или убавить яркость», вам нужно перейти в режим P (программируемая экспозиция). Это самый простой «творческий» режим, который объединяет в себе простоту авторежима и в то же время позволяет вводить поправку в работу автомата – сделать фотографии принудительно более светлой или темной. Это делается при помощи коррекции экспозиции. Коррекцию экспозиции обычно применяют, когда в кадре преобладают либо светлые, либо темные объекты. Автоматика работает таким образом, что пытается привести средний уровень экспозиции снимка к 18% серому тону (т.н. «серая карта»). Обратите внимание, когда мы в кадр берем больше яркого неба, земля получается на фотографии более темной. И наоборот, берем в кадр больше земли – небо светлеет, иногда даже белеет. Функция коррекции экспозиции помогает компенсировать уход  теней и светов за границы абсолютно черного  и абсолютно белого тона. Как бы ни был хорош и удобен режим программируемой экспозиции , он, увы, не всегда позволяет получить качественные фотографии. Яркий пример – съемка движущихся объектов. Попробуйте выйти на улицу поснимать проезжающие мимо автомобили. В яркий солнечный день это, скорее всего получится, но стоит солнцу зайти за тучу, машины будут получаться слегка размазанными. Причем, чем меньше света, тем сильнее будет это размытие. Почему такое происходит? Экспонирование снимка происходит при открытии затвора. Если в кадр попадают быстро движущиеся объекты, то за время открытия затвора они успевают сместиться и на фотографии получаются чуть размытыми. Время, на которое открывается затвор, называется выдержкой. Выдержка позволяет получить эффект "замороженного движения" (пример ниже), либо, наоборот, размыть движущиеся объекты. Выдержка отображается в виде единицы, деленной на какое-то число, например, 1/500 – это означает, что затвор откроется на 1/500 долю секунды. Это достаточно короткая выдержка, при которой едущие машины и идущие пешеходы будут на фотографии четкими. Чем короче выдержка, тем более быстрое движение может быть «заморожено». При увеличении выдержки, скажем, до 1/125 секунды, пешеходы по-прежнему останутся четкими, но машины уже заметно размажутся.Если выдержка 1/50 и длиннее, возрастает риск получения нерезких фотографий из-за дрожания рук фотографа и рекомендуется устанавливать аппарат на штатив, либо использовать стабилизатор изображения (если он есть). Ночные фотографии делаются с очень длинной выдержкой в несколько секунд и даже минут. Здесь без штатива обойтись уже невозможно.  Чтобы иметь возможность зафиксировать выдержку, у фотоаппарата есть режим приоритета выдержки. Он обозначается TV или S. Кроме фиксированной выдержки он позволяет вам использовать и экспокоррекцию.Выдержка оказывает прямое влияние на уровень экспозиции – чем длиннее выдержка, тем светлее получается фотография. Еще один режим, который может быть полезным – режим приоритета диафрагмы. Диафрагма – это «зрачок» объектива, отверстие переменного диаметра. Чем уже это диафрагменное отверстие, тем больше ГРИП – глубина резко изображаемого пространства.Диафрагма обозначается безразмерным числом из ряда 1.4, 2, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22 и т.д. В современных камерах можно выбирать промежуточные значения, например, 3.5, 7.1, 13 и т.д. Чем больше диафрагменное число, тем больше ГРИП. Большая ГРИП актуальна для пейзажной съемки , когда нужно чтобы резким было все – и передний и задний план. Пейзаж обычно снимают с диафрагмой 8 и больше. Типичный пример фотографии с большой ГРИП — зона резкости от травы под ногами до бесконечности. Смысл малой ГРИП в том, чтобы сосредоточить внимание зрителя  на объекте съемки, а все объекты заднего плана размыть. Этот прием обычно используется в портретной съемке . Чтобы размыть фон на портрете, открываем диафрагму до 2.8, 2, иногда даже до 1.4 – главное меру знать, иначе рискуем размыть и часть лица. Малая ГРИП — отличный способ переключить внимание зрителя с пестрого заднего плана на главнй объект. Чтобы управлять диафрагмой, вам нужно переключить управляющий диск в положение режима приоритета диафрагмы (AV или A). При этом вы указываете аппарату, с какой диафрагмой вы хотите фотографировать, а он все остальные параметры подбирает сам. В режиме приоритета диафрагмы также доступна функция коррекции экспозиции. Диафрагма оказывает обратное влияние на уровень экспозиции – чем больше диафрагменное число, тем темнее получается снимок (зажатый зрачок пропускает меньше света, чем открытый). Вероятно, вы замечали, что на фотографиях иногда присутствует рябь, зерно или, как его еще называют, цифровой шум. Особенно ярко шум выражен на фотографиях, сделанных при плохом освещении. За наличие/отсутствие ряби на фотографиях отвечает такой параметр как чувствительность ISO. Это степень восприимчивости матрицы к свету. Она обозначается безразмерными единицами – 100, 200, 400, 800, 1600, 3200 и т.д. При съемке на минимальной чувствительности  (например, ISO 100) качество картинки наилучшее, но приходится снимать с более длительной выдержкой. При хорошем освещении, например, днем на улице это не проблема. Но если мы зайдем в помещение, в котором света намного меньше, то на минимальной чувствительности снимать уже не получится – выдержка будет, к примеру, 1/5 секунды и при этом очень велик риск «шевеленки», так называют нерезкость фотографии из-за дрожания рук. Вот пример фотографии, сделанной на низком ISO с длинной выдержкой со штатива: Обратите внимание, что волнение на реке размылось в движении и создалось впечатление, что не реке лед. Но шума на фотографии  практически нет. Чтобы избежать «шевеленки» при слабом освещении, нужно либо повышать чувствительность ISO дабы сократить выдержку хотя бы до 1/50 секунды, либо продолжить съемку на минимальном ISO и использовать штатив . При съемке со штатива с длинной выдержкой движущиеся объекты получаются сильно размытыми. Особенно это заметно при ночной съемке. Чувствительность ISO оказывает прямое влияние на уровень экспозиции. Чем выше число ISO, тем светлее будет снимок при зафиксированных выдержке и и диафрагме. Ниже приведен пример снимка, сделанного на ISO6400 поздним вечером на улице без штатива: Даже в веб-размере заметно, что фотография получилась довольно шумной. С другой стороны, эффект зерна зачастую используется как художественный прием, придавая фотографии "пленочный" вид. Итак, как вы уже наверно догадались, на уровень экспозиции оказывают влияние три параметра – выдержка, диафрагма и чувствительность ISO. Есть такое понятие «шаг экспозиции» или EV (Exposure Value). Каждый следующий шаг соответствует экспозиции в 2 раза большей, чем на предыдущем. Эти три параметра взаимосвязаны. если открываем диафрагму на 1 шаг, выдержка сокращается на 1 шаг если открываем диафрагму на 1 шаг, чувствительность снижается на один шаг если сокращаем выдержку на 1 шаг, чувствительность ISO увеличивается на один шаг В ручном режиме фотограф имеет возможность контролировать все три параметра экспозиции . Это нужно тогда, когда нам нужно жестко зафиксировать уровень экспозиции и не давать камере проявлять «самодеятельность». К примеру, затемнять или высветлять передний план, когда в кадр попадает больше или меньше неба соответственно. Ручной режим удобен при съемке в одних и тех же условиях, например, при прогулке по городу в солнечную погоду. Один раз настроил и на всех фотографиях одинаковый уровень экспозиции. Неудобства в ручном режиме начинаются тогда, когда приходится перемещаться между светлыми и темными локациями. Если мы с улицы зайдем, например, в кафе и будем там снимать на «уличных» настройках, фотографии будут получаться слишком темными, так как света в кафе меньше. Ручной режим незаменим при съемке панорам и все благодаря тому же свойству – сохранять постоянный уровень экспозиции.  Результат – при склейке не будет «ступенек» яркости между кадрами, которые с большой вероятностью появятся при съемке в любом другом режиме. Фокусное расстояние – это характеристика, определяющая угол поля зрения объектива. Чем меньше фокусное расстояние, тем более широкий угол охватывает объектив, чем больше фокусное расстояние, тем больше он похож по своему действию на подзорную трубу. Часто понятие «фокусное расстояние» в обиходе заменяется на «зум». Это неправильно, так как зум – это всего лишь коэффициент изменения фокусного расстояния. Если максимальное фокусное расстояние поделить на минимальное, получим кратность зума. Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Сейчас широкое распространение получил термин «эквивалентное фокусное расстояние», он применяется для камер с кроп-фактором, коих большинство. Его цель – оценить угол охвата конкретной связкой объектив/матрица и привести их к полнокадровому эквиваленту. Формула проста: ФР – реальное фокусное расстояние, Кф (кроп-фактор) – коэффициент, показывающий во сколько раз матрица данного аппарата меньше полнокадровой (36*24 мм). Таким образом, эквивалентное фокусное расстояние объектива 18-55 мм на кропе 1.5 будет 27-82 мм. Ниже приведен примерный перечень настроек фокусного расстояния. Я буду писать в полнокадровом эквиваленте. Если у вас камера с кроп-фактором, просто поделите эти числа на кроп-фактор и получите реальные значения фокусного расстояния, которые нужно выставить на вашем объективе. 24 мм и менее – «широкоугольник». Угол охвата позволяет захватить в кадр достаточно большой сектор пространства. Это позволяет хорошо передать глубину кадра и распределение планов. Для 24 мм характерен  ярко выраженный эффект перспективы, из-за чего появляется склонность к искажениям пропорций объектов по краям кадра. Зачастую, выглядит эффектно. На 24 мм лучше не фотографировать групповые портреты, так как у крайних людей могут получиться чуть вытянутые по диагонали головы. Фокусное расстояние 24 мм и меньше хорошо подходит для съемки пейзажей с преобладанием неба и воды. 35 мм – «короткофокусник». Тоже хорошо подходит для пейзажа, а также съемки людей на фоне пейзажа. Угол охвата достаточно широк, но перспектива выражена  в меньшей степени. На 35 мм можно снимать портреты в полный рост, портреты в обстановке.  50 мм – «нормальный объектив». Фокусное расстояние в основном для съемки людей не самым крупным планом. Одиночный, групповой портрет, «уличная фотография». Перспектива примерно соответствует тому, что мы привыкли видеть своими глазами. Пейзаж фотографировать можно, но далеко не всякий – угол поля зрения уже не такой большой и не позволяет передать глубину и пространство. 85-100 мм – «портретник». Объектив на 85-100 мм хорошо подходит для съемки портретов по пояс и более крупным масштабом преимущественно с вертикальной компоновкой кадра. Наиболее интересную картинку позволяют получить светосильные объективы с фиксированным фокусным расстоянием, например, 85mm F:1.8. При съемке на открытой диафрагме "восемьдесятпятник" очень хорошо размывает задний план, тем самым подчеркивая основной объект. Для других жанров объектив на 85 мм если и подходит, то с большой натяжкой. Пейзаж на него снимать уже практически невозможно, в помещении большая часть интерьера находится за пределами его поля зрения.  135 мм – «крупноплановый портретник». Фокусное расстояние для съемки портретов крупным планом, на которых лицо занимает большую часть кадра. Так называемый close-up портрет. 200 мм и более – «телеобъектив». Позволяет снимать удаленные объекты крупным планом. Дятел на стволе, косуля на водопое, футболист с мячом посреди поля. Неплохо подходит для съемки мелких объектов крупным планом – например, цветок на клумбе. Эффект перспективы практически отсутствует. Для портретов такие объективы лучше не использовать, так как лица получаются визуально более широкими и плоскими. Ниже приведен пример фотографии, сделанной на фокусном расстоянии 600 мм — перспектива практически отсутствует. Близкие и далекие объекты в одном и том же масштабе: Фокусное (реальное!) расстояние помимо масштаба снимка оказывает влияние на глубину резко изображаемого пространства (вместе с диафрагмой). Чем больше фокусное расстояние, тем ГРИП меньше, соответственно, размытие заднего плана сильнее. Это еще одна причина не использовать широкоугольную оптику для съемки портретов, если хотите получить размытие фона. Здесь же кроется ответ а вопрос – почему « мыльницы » и смартфоны плохо размывают фон на портретах. Реальное фокусное расстояние у них в несколько раз меньше, чем у зеркальных и системных камер (беззеркалок). Теперь, когда мы в общих чертах разобрались с технической частью, пришло время поговорить о такой вещи как композиция. Если очень кратко, композиция в фотографии — это взаимное расположение и взаимодействие в кадре объектов и источников света, благодаря которому фоторабота выглядит гармоничной и законченной. Правил достаточно много, я перечислю основные, те которые нужно усвоить в первую очередь. Свет — ваше самое главное изобразительное средство. В зависимости от угла падения света на объект он может выглядеть абсолютно по-разному. Светотеневой рисунок — практически единственный способ передать объем на фотографии. Фронтальный свет (вспышка, солнце за спиной) скрадывает объем, объекты выглядят плоско. Если источник света смещен чуть вбок — это уже лучше, появляется игра света и тени. Встречный (контровой) свет делает снимки контрастными и драматичными, но с таким светом нужно сначала научиться работать. Не пытайтесь поместилось кадр все одновременно, фотографируйте только самую суть. Фотографируя что-то на переднем плане, следите за фоном — на нем часто бывают нежелательные объекты. Столбы, светофоры, мусорные баки, и тому подобное — все эти лишние объекты засоряют композицию и отвлекают внимание, их называют "фотомусором". Не помещайте основной объект съемки в центр кадра, чуть сместите его в сторону. Оставляйте в кадре больше места в той стороне, куда "смотрит" основной объект. По возможности пробуйте разные варианты, выбирайте лучший. "Приблизить зумом" и "подойти поближе" — это не одно и то же. Зум увеличивает фокусное расстояние объектива, вследствие чего фон растягивается и размывается — это хорошо для портрета (в разумных пределах).  Портрет снимаем с уровня глаз модели с расстояния не менее 2 метров. Недостаток масштаба увеличением фокусного расстояния (наезд зумом). Если фотографируем детей, не нужно это делать с высоты своего роста, получится портрет на фоне пола, асфальта, травы. Присядьте! Старайтесь не снимать портрет во фронтальном ракурсе (как на паспорт). Поворот лица модели в сторону основного источника света всегда идет на пользу. Можно попробовать и другие ракурсы. Главное — свет! Используйте по максимуму естественное освещение — оно более художественное и "живое", чем освещение от вспышки. Помните, что окно — это прекрасный источник мягкого рассеянного освещения, практически софтбокс. При помощи штор и тюля можно менять интенсивность света и его мягкость. Чем ближе модель к окну, тем контрастнее освещение. При съемке "в толпе" почти всегда выигрышной является высокая точка съемки, когда камера держится на вытянутых вверх руках. Некоторые фотографы даже используют стремянку. При съемке пейзажа старайтесь, чтобы линия горизонта не резала кадр на две равные половины. Если больше интересного на переднем плане, расположите горизонт на уровне примерно 2/3  от нижнего края (земли — 2/3, неба — 1/3), если на заднем — соответственно, на уровне 1/3 (земли — 1/3, неба — 2/3). Еще это называется "правилом третей". Если не получается привязать ключевые объекты именно к "третям", разместите их симметрично друг другу относительно центра: Для многих это больной вопрос — считается ли фотография, обработанная в Фотошопе "живой" и "настоящей". В этом мнении народ делится на два лагеря — одни категорически против обработки, другие — за то что в обработке фотографий нет ничего плохого. Лично мое мнение по поводу обработки таково: Любой фотограф должен иметь хотя бы базовые навыки обработки фотографий — подправить горизонт, скадрировать, замазать пятнышко от пылинки на матрице, подрегулировать уровень экспозиции, баланс белого. Если снимок изначально получился хорошо сто раз подумайте, прежде чем его как-то программно "улучшать". Перевод фото в ч/б, тонирование, зернистость, применение фильтров не делает его автоматически художественным, а вот шанс скатиться до безвкусицы есть. Обрабатывая фотографию, вы должны знать, что хотите получить. Не нужно делать обработку ради обработки. Изучайте возможности программ, которыми пользуетесь. Вероятно, есть функции, о которых вы не знаете и которые позволят достичь результата быстрее и качественнее. Не увлекайтесь цветокоррекцией, не имея качественного откалиброванного монитора. Если изображение выглядит хорошо на экране вашего ноутбука, это не значит, что оно будет хорошо выглядеть на других экранах и при печати. Обработанная фотография должна "вылежаться". Прежде чем публиковать ее и отдавать в печать, оставьте ее на пару дней, а потом посмотрите свежим взглядом — вполне возможно, вы захотите многое переделать. Надеюсь, вы понимаете, что научиться фотографировать, прочитав одну статью, не получится.  Да я, собственно, и не ставил такой цели – «выложить» в ней все, что я знаю. Цель статьи – только кратко рассказать о простых истинах фотографии, не вдаваясь в тонкости и подробности, а просто приоткрыть завесу. Я пытался писать в сжатом виде и доступным языком, но даже несмотря на это статья получилась довольно объемной – и это только верхушка айсберга! Если вы заинтересованы в более глубоком изучении темы, я могу предложить платные свои материалы по фотографии. Они представлены в виде электронных книг в формате PDF. Ознакомиться с их списком и ознакомительными версиями можно здесь — электронные книги о фотографии . Если мои статьи показались вам интересными и полезными, скорее всего, вас заинтересует и моя электронная книга О фотографии простым языком . Книга представлена в формате PDF, ее стоимость сопоставима с ценой бизнес-ланча. Вы получите книгу на электронную почту сразу после оплаты.